C O P Y R I G H T E R 9
Информационно-познавательный сайт
ГлавнаяКиберсантингСтатьиРефераты100 чудес светаГостевая книгаФорум
Напишу реферат на любую тему. Цена - 3 у.е. за 1000 знаков (без пробела)

Культура Древнего Египта

Началом формирования основных признаков цивилизации Египта, а именно, создание классово-дифференцированного общества с его письменностью, монументальными сооружениями, городами, принято считать 4-е тысячелетие до н.э.
Появление культуры Древнего Египта, сильно отличающейся от предшествующих культур Африки, связано с переходом племен, населявших территорию Древнего Египта, к оседлому земледелию, привязанному к плодородным долинам Нила.
Хотя естественным для общины и оставалось равенство всех родов, тем не менее, крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений и т.д.), требовавшие управления, привели к централизации власти и появлению государственных образований.

Благоприятные условия обитания в плодородных долинах Нила, других крупных рек обусловили развитие древнеегипетской культуры. Во-первых, произошли качественные сдвиги в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия способствовало внедрению более совершенных систем ирригации, освоению пойменных земель. Происходит увеличение используемых в хозяйстве растений, видов одомашненного скота.
Во-вторых, появляются новые ремесла, в частности, деревообработка, гончарное и ювелирное искусства. В некоторых гробницах найдены образцы прекрасной мебели. По изображениям и сохранившимся реальным предметам известны луки и колесницы, речные и морские суда, изготовленные и построенные древними ремесленниками.
Древнеегипетские мастера изобрели фаянс, глазурь и стекло, из которых изготавливали разнообразную посуду. А ювелирные изделия из золота, серебра, слоновой кости славились далеко за пределами Египта.

Бурное развитие древнеегипетской культуры непосредственно связано с развитием рабовладельческого общества. Рабовладельческое государство Египет, имеющее почти 2000-летнюю историю, стало одним из величайших центров всей мировой культуры.
Ученые выделяют три периода в развитии культуры Древнего Египта:
- Древний (2800-2250 лет до н.э.);
- Среднее Царство (2050-1700 лет до н.э.);
- Новое царство (1580-1070 лет до н.э.).

В Древнем Египте зародился культ фараона, сформировавший специфические формы общественного сознания. В сознании людей фараон представлялся как родоначальник всех египтян. Погребальный обряд - наиболее яркое выражение этого культа. Над могилой фараона воздвигалась огромная пирамида, символизирующая собой не только грандиозный памятник, но и многоступенчатую поминальную скамью, на которой мог найти себе место каждый египтянин - член общины. Одновременно пирамида являлась символом лестницы к солнцу (в древности солнечные лучи обозначались треугольниками, вершинами примыкающими к кругу - солнцу). Погребальный путь фараона начинался на пристани, куда выносили привезенное по Нилу его тело. Дальше его несли в западном направлении, повторяя путь солнца по небосводу - с востока на запад. Обряды очищения фараона и его мумификация происходили в нижнем храме - воротах в начале пути фараона. Церемония обожествления фараона проходила в заупокойном храме. И, наконец завершающее звено погребального обряда - гроб с мумией помещали в саркофаг.

Символикой пути фараона в Среднем царстве стал путь в царство Осириса - царство мертвых. В нем солнце движется в обратном направлении. Потеряли строгую ориентацию по сторонам света стороны пирамиды, а система внутренних коридоров, имитировавших сложность пути, заметно усложнилась. В дальнейшем фараоны Нового царства стали строить свои гробницы непосредственно в скалах.
В период Среднего царства становятся еще более очевидными и определенными общегосударственные функции централизованной власти. Потребность в новых землях и рабах повышает значение завоевательной политики, что снижает значение собственного, отечественного хозяйства.

Новый скачок в развитии египетского государства приходится на времена Нового царства. Этот период характеризуется совершенствованием бронзового литья, изобретением мехов, приводимых в действие педалями, и пластинчатого панциря для воинов. Создается мощный военный флот, а половина войск состоит уже из наемников, что позволило не отвлекать на войны трудовое население. Усовершенствовалось и земледелие: появился удобный плуг, в ирригационных системах различного уровня стали использоваться колодезные "журавли" для подачи воды, был произведен дренаж дельты Нила. Возникло новое направление - овцеводство и коневодство. Значительно расширилась территория государства: на юге граница Египта продвинулась до 3-го порога, на севере были охвачены Сирия и Палестина.

Формирование общей религиозной структуры, послужившей предпосылкой формирования общественного сознания, происходило в несколько исторических этапов. В первобытном сознании рождение мира представлялось как стихийный процесс: из хаоса восстал камень "бен-бен" - первичный холм, на котором рождается солнце. Позднее, когда был изобретен лук, и началась промысловая охота, появился образ рождения солнца из яйца птицы. В родовом сознании мир рассматривался как ряд кровнородственных связей, олицетворением которых была стихия. В период земледельческих культур появление мира описывалось, как растительный процесс: на поднявшемся из вод холме распустился цветок лотоса, и оттуда взошло солнце. А во времена скотоводческих культур в одном варианте солнце родилось в виде теленка от коровы-неба, в другом - солнце отождествлялось с Амоном (бараном). Образ ремесленных культур - Бог-творец вылепил людей из глины.

Наиболее древние боги были отождествлены с животными, например:
Гор - сокол
Ра - с головой сокола
Сехмет - львица
Анубис - шакал.
При патриархате женские божества (Изида, Сехмет) оттесняются на второй план, и боги-мужчины выполняют женские функции. Один из мифов даже гласит, что появление мира стало возможно благодаря самооплодотворению великого бога Атума - "Великий Он-Она". Все и ничто. Впрочем, в сознании египтян Изида не переставала сохранять своего значения, а в отдельные периоды ее культ даже расцветал с новой силой. Ее изображение с младенцем Гором на руках дошло и до наших дней.

Деформация бытовавших верований определялась земледелием и потребностями государственного объединения. В зависимости от того, в какой ном переносили столицу, получала переориентацию и иерархия богов, а местные божества поочередно отождествлялись с богом солнца - Ра. Сюжетная мифология земледельческих культов воспроизводит смену времен года и циклы полевых работ. Первоначально богиней плодородия, а также владычицей кладбищ и "прекрасного запада" была Хатор. Она встречала умерших на пороге подземного царства. Пробуждение растительности после засухи связывалось с возвращением Тефнут - дочери Ра. В египетском календаре существовал даже "день виноградной лозы" - праздник по случаю возвращения Тефнут. Спад жары объясняли тем, что подосланная Изидой змея жалит солнце. Наступление знойного времени - это наказание богом Ра за человеческие грехи. А мстит за это богиня-львица Сохмет, которую олицетворяли со зноем. Она всех убивает и пожирает, и остановить ее можно, лишь отведав виноградное пиво.

Один из главных богов в Древнем Египте - Осирис. Его смерть и захоронение египтяне отождествляли с севом и прорастанием зерна. В честь этого бога совершался ежегодный обряд: делали из глины изображение Осириса, засевали его зерном и к празднику покрывали зелеными всходами.
Легенда гласит, что Сет - бог пустыни и бури с головой осла - убил своего брата Осириса, а части его тела разбросал по всем номам Египта. В свою очередь, жена и сестра Осириса Исида собрала их воедино и похоронила мужа. Отныне Осирис - царь подземного царства (в египетской мифологии к подземному царству было особое отношение - его цари могли уподобляться солнцу), а собранные воедино части его тела - символ объединения Египта и сбора податей.

Гор, сын Осириса, после победы над Сетом занял земной трон отца и стал олицетворением власти фараона. По легенде, его магическая сила - главный источник плодородия земли. Во время совершения культовых обрядов фараон перед разливом Нила бросал в реку свиток с указом; в торжественной обстановке начинал подготовку почвы для посева; на празднике жатвы срезал первый сноп. А после окончания полевых работ приносил жертвы богине урожая и статуям умерших фараонов. После своей смерти Гор был отождествлен с Осирисом, а новый фараон - с Гором.

В эпоху Нового царства (развитие животноводства) распространение получили культы животных, и в особенности культ священного быка Аписа. Существует легенда, согласно которой "сначала все боги были быками и коровами с шерстью разного цвета". Но однажды по велению верховного бога "все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы - в одну черную корову".

На социальную эволюцию египетской религии большое влияние оказывало различие местных культов. Во времена V династии был велик культ солнца Ра, и фараон носил титул "сын Ра". В период VI династии в связи с возросшей ролью города Абидоса культивировался Осирис и его идея посмертного воздаяния. В Новом царстве господствовал культ фиванского бога Амона, который отождествлялся с Ра. После его заката появилась мемфисская теологическая концепция, согласно которой все боги - это эманация единого бога Птаха. Он то и создал мир силой своего слова.

С развитием письменности в храмах начали создаваться религиозные, научные и литературные труды, в которых достаточно выпукло представлены идеологические мотивы.
Богиня Маат отождествлялась с истиной и законом. Она занимала в древнегреческой религии центральное место. Как жрецы истины, создателями и блюстителями законов рассматривались владыки и визири. Моральные и правовые нормы фиксировались в официальных источниках. Например, в одном из древнейших поучений "Премудрость Птаххотепа" утверждаются принципы Маат, а существующие социальные отношения освещает "Мемфисский богословский трактат".. В "Текстах пирамид" восхвалялись бессмертие и могущество фараона.

Крушение Древнего царства - пророчества мудреца Неферти и гелиопольского жреца Анху, сопровождалось междоусобицами и развалом. Эпоха междуцарствий характеризуется настоящей идеологической войной между сторонниками централизованной власти и носителями центробежных тенденций - местными правителями обособившихся номов, которые пытались присвоить себе царские привилегии. Исторические свидетельства, рисующие картины тех событий, служили утверждению идеалов объединенного царства. В первом дидактическом "Поучении гераклеопольского царя своему сыну Мерикару" дано нравственное обоснование централизованной власти и намечена идея посмертного воздаяния.

В это неспокойное время начала зарождаться светская литература, во многом способствовавшая преображению общественного сознания. Можно отметить "Историю Синухета" - "роман", практически лишенный фантастических элементов, и "Сказку о потерпевшем кораблекрушение" - произведение, сохранившее сказочные представления о дальних странах. В скульптуре и даже официозных изображениях царя можно было наблюдать заметно возросшее внимание к индивидуальным, чисто человеческим чертам.

Параллельно формируется среднеегипетский язык как средство объединения страны. Бурными темпами развиваются новые жанры литературы, такие, как сказки, басни, любовная лирика. Появляется сословие писцов, развивается скоропись.
Символом объединенного царства стал Лабиринт. В этом сооружении, занимавшем площадь в 72 тыс. кв. м, были размещены бесчисленное множество божеств со всей страны.

Социальное и идеологическое основания Древнего Египта оказались очень прочными. Принципы сложившейся культуры не смогли разрушить даже гиксосы, вторгшиеся на территорию государства с северо-востока.

В эпоху Нового царства Египет превратился в мировую державу, распространявшую свое политическое и культурное влияние далеко за свои пределы. Египетская культура распространила свое влияние вглубь Африки и Азии. Черты египетской живописи и архитектуры проникли в Сирию и Финикию. Единению Египта с другими странами в немалой степени способствовал возврат к солярному культу на основе фиванской мифологии (Амон-Ра). Анналы, оды и гимны прославляли египетских богов как творцов и других стран.

Одновременно с этим более сильная культура Египта не боялась заимствовать и перерабатывать многие чужеродные элементы: в религии - поклонение азиатским богам, в литературе - языковые и лексические изменения. Это влияние послужило стимулом и привело к еще более пышному расцвету египетской культуры.

На общественное сознание большое влияние оказывала существовавшая в стране оппозиционная светская идеология. Ставилась под сомнение святость царей, над сокровищами заупокойных храмов и гробниц нависла угроза разграбления. Это не могло не отразиться на характере захоронений. Храмы стали располагаться у подножия гор, а гробницы - в тайниках скалистых ущелий. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был вырублен уже целиком в скалах. Его фасадом послужил гигантский пилон, перед которым высятся гигантские статуи сидящих фараонов.

Претерпевает значительные изменения и архитектурный стиль. Рельефы становятся более динамичными, композиция и движения фигур - более сложными. Появляется мягкость и округлость очертаний, а колорит росписей обогащается сиреневыми и розовыми тонами. Женские статуи и портреты частных лиц стали отличать большая пластичность и объемность. Предметы декоративного и ювелирного искусства, статуэтки мелкой пластики стали более нарядными и изящными.

Попытку соединить официальную идеологию с оппозиционной сделал Эхнатон (Аменхотеп IV). Цель его реформы - полная централизация власти, отстранение от нее всех жрецов, обожествление фараона. Было предложено признать единым богом нечто, лишенное земного облика. Порывая с традиционным многобожием, фараон-реформатор, стремящийся сосредоточить власть в руках одного правителя, поставил своей целью заменить само понятие бога на фараона. Отождествляя себя с законом и справедливостью, Эхнатон пошел навстречу оппозиционной идеологии и стал игнорировать идею Осириса о посмертном воздаянии.

Столица была перенесена из Фив в Ахетатон (современная Амарна). В искусстве этого периода стала преобладать реалистическая направленность. Царь и царица стали изображаться в непринужденной обстановке. Суровость и жестокость властителя, идеал физической мощи меняются на духовную возвышенность героя, его мягкость и человечность. А скульптурные портреты царицы Нефертити стали классическими образцами женской красоты.

Сближение идеологического и обыденного сознания, развитие новоегипетского языка дали толчок появлению множества рукописей светской направленности. В "песнях услаждения сердца героем мог стать даже фараон, в "Споре Хора с Сетом" высмеиваются боги, "Взятие кошачьей крепости" - пародия на героический эпос.

Но Эхнатон, понадеявшись на наместническую бюрократию, недооценил роль жрецов как носителей идеологии. Опираясь на номовую оппозицию и используя общественное традиционное религиозное сознание, жрецы вернули свое положение. Укрепить общество можно было только возвратом к прошлому. Был упрочен культ Амона Фиванского и усилен культ посмертного воздания.

Все же общественное сознание стало более светским. Это потребовало от идеологии движения в сторону общих магических и этических представлений. Наряду с прямой полемикой с оппозиционной идеологией появляется идея нравственного загробного суда. Выразителями этой идеи стали "Книга Амудат", "Книга врат", "Книга дня", "Книга ночи" и др.

В "Прославлении Писцов" была обоснована необходимость возврата к испытанным идеологическим устоям. Идеи древности, сохраненные трудами писцов, признаются вечными и незыблемыми. Кроме того, с древнего оригинала переписывается "Мемфисский богословский трактат". И, наконец, когда всеми противоборствующими сторонами был признан мемфисский культ бога Птаха - творца всех богов и всего сущего, произошло примирение новой служивой аристократии со старой жреческой кастой и номовой знатью. Отныне опорой власти фараона становилась жесткая иерархия служилого чиновничества. Привлеченные наемные войска помогли нейтрализовать возможную угрозу со стороны армии.

Рамсес II еще более укрепил государство, что привело к еще большему расцвету культуры и распространению ее влияния в странах Африки и Азии. Кроме того, значительно усилились межкультурные связи. При сыне Рамсеса II внутренняя обстановка вновь дестабилизировалась. Новому царству с этим справиться уже не удалось, и начался период смутного времени (борьба с иноземными завоевателями).

Лишь с середины VII века до н.э. стали воспроизводиться основные классические черты древнеегипетской культуры. Этот период характеризуется началом активных контактов с греками, основавшими в Египте свой торговый город Навкратис. Именно в это время в Мемфисе появился греческий квартал.

Уже в Древнем и Среднем царствах создаются уникальные памятники культуры. К их числу можно отнести гробницы фараонов Хеопса,Хефрена и Микерина, сфинксы фараонов Хефрена и Аменемхета III, а также многочисленные скарбы из гробниц Хенеку и Хени.
Лишь постоянное взаимодействие в обществе центробежных и центростремительных тенденций позволяло существовать и обновляться древнегреческой культуре. Совместными усилиями население страны поддерживало и расширяло оросительные системы, обеспечило существование интеллектуальной элиты для развития и процветания своей культуры.

Содержание и Оформление Вячеслав Наместников | @ http://copyrighter9.narod.ru

Сайт создан в системе uCoz